| Вода как фактор ключевой | Как в XXI веке можно прожить без центрального водоснабжения?Это, как минимум, неудобно и антисанитарно. Однако в нашей республике немало населенных пунктов, жителям которых по-прежнему приходится ходить по воду и рыть колодцы. В 2002 году в Казахстане стартовала программа «Сапалы су» («Питьевая вода»), но, как оказалось, восьми лет ее реализации было недостаточно для решения проблемы. К тому же, подчеркивают специалисты, «Питьевая вода» была не лишена просчетов. Учтя все несовершенства, ответственные госорганы разработали новый план, рассчитанный на 2011–2020 годы. В «Ак булак» акцент сделан не только на количество (80-100-процентный охват), но и на качество, а также на привлечение частного капитала в жилищно-коммунальную отрасль и использование механизмов ГЧП. Дефицит живительной влаги – вопрос насущный и всеобщий, поскольку универсального заменителя ей не существует. Вода не только дает жизнь, чистая вода ее продлевает, а доступ к оной – своего рода гарантия здоровья… Увы, но итоги программы «Питьевая вода» так и не смогли ничего гарантировать. Притом что в ее рамках построены, реконструированы и капитально отремонтированы 12,9 тысячи километров водопроводов и сетей, улучшено водоснабжение в 3,5 тысячи населенных пунктов с численностью более 3,5 млн сельчан, а количество людей, пользующихся привозной водой, сократилось более чем в 6 раз. И все же это оказалось каплей в море, к тому же были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств, некачественного строительства и реконструкции, нарушения сроков выполнения работ. Главная причина, как считают эксперты, – отсутствие системного подхода и должного взаимопонимания центральных и местных исполнительных органов. Вдобавок выделение денег из казны осуществлялось не в соответствии с приоритетами, в результате чего одни объекты, куда были вбуханы серьезные суммы, простаивали, тогда как другие страдали из-за нехватки финансирования! Специалисты также остались недовольны качеством разработки проектно-сметной документации и отношением нанимаемых компаний: госорганами выдано 12 тысяч соответствующих лицензий, при этом не более 50 предприятий специализируются на проектировании объектов водоснабжения, имеют хорошую производственную базу и квалифицированных специалистов! «Эффект» налицо: не проработав и двух лет, новые сети стали приходить в негодность… Водопроводные сети, введенные в эксплуатацию несколько десятков лет назад, по большей части находятся в неудовлетворительном состоянии: в рабочем – лишь 36 процентов, остальные требуют капитального ремонта или полной замены. Это приводит к снижению пропускной способности водопроводов, росту аварий, потерям влаги и серьезному ухудшению ее качества. Катастрофический износ и высокий уровень потерь свидетельствуют прежде всего о недостаточном инвестировании в модернизацию и обновление активов предприятий сектора. Монополисты жаловались на низкие тарифы, пока большинство потребителей продолжало использовать воду нерационально. И надо понимать, что даже 100-процентная замена трубопроводов без обеспечения 100 процентов охвата счетчиками потребления воды от водозабора из источников до каждой квартиры не приведет к ликвидации потерь. Одна только организация качественного учета позволит сократить сверхнормативные потери в водном балансе предприятий в 2-3 раза! Эксперты констатировали также ухудшение состояния источников водоснабжения, возрастающий риск их антропогенного загрязнения. Печальное следствие этого – опасность возникновения инфекционных заболеваний. Многие очистные сооружения также исчерпали свои эксплуатационные ресурсы… По данным Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в прошлом году обеспеченность городского населения централизованным водоснабжением составляла 72 процента (в развитых странах этот индикатор – минимум 90–95 процентов), показатели обеспеченности хоть и выросли за несколько лет на 13,5 процента, но по-прежнему не дотягивают и до половины – 42,5 процента. К проблемным отнесены 3592 сельских населенных пункта, где проживают около 3 млн казахстанцев. Утвержденная правительством программа «Ак булак» обещает обеспечить к 2020 году 100-процентное центральное водоснабжение в городах и не менее 80 процентов – в селах. Ответственных за ее реализацию немало: это и Агентство РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Минсельхоз, Министерство индустрии и новых технологий, Агентство РК по регулированию естественных монополий, Минфин и местные исполнительные органы. Системный подход при строительстве новых объектов водоснабжения и реконструкции действующих, их дальнейшее эффективное использование с применением механизмов ГЧП, сокращение числа аварий в системах и обеспечение людей питьевой водой круглосуточно, – таковы установки «Ак булака». Программа предусматривает предотвращение загрязнения водных источников неочищенными сточными водами, вовлечение частного капитала в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение эффективной и рентабельной деятельности эксплуатационных предприятий, модернизацию действующих систем, максимальное использование потенциала подземных вод и повышение качества проектно-изыскательских работ в водохозяйственном секторе. Так, разработка ПСД будет подвергаться строгому контролю. Агентство РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства займется разработкой новых квалификационных требований к субъектам лицензирования. Для отсеивания недобросовестных проектировщиков до конца текущего года будут введены специальные категории на работы, связанные с проектированием объектов водоснабжения, и персональная аттестация экспертов в области архитектуры, градостроительства и строительства. Ответственность самих проектных организаций надо стимулировать, считают в ведомстве. Повышение инвестиционной привлекательности сектора и максимальное вовлечение частного капитала в финансирование его объектов будут осуществляться за счет развития механизмов концессии, перехода на систему долгосрочного тарифного регулирования, полного учета воды. Применение форм государственно-частного партнерства – один из важнейших моментов в ходе реализации программы. Ее разработчики уверены, что это обеспечит равные обязательства сторон за принимаемые объекты и их эксплуатацию. Уже определено необходимое число эксплуатационных предприятий, в том числе на основе концессионных соглашений: к 2015 году оно составит 20 единиц. К 2012-му пилотными станут Тараз, Атырау, Кызылорда и Усть-Каменогорск, как наиболее подготовленные к сотрудничеству с частными инвесторами. Последующие годы должны показать эффективность функционирования первых проектов для дальнейшего распространения опыта во всех регионах. Для обеспечения возвратности вкладываемых средств будут утверждаться предельные тарифы на средне- и долгосрочный период, дифференцированные ставки в зависимости от групп потребителей и (или) объемов потребления воды. На сегодня дифтарифы на услуги водоснабжения «по группам» уже введены в 13 регионах республики. До конца 2013-го водоканалы страны предполагают обеспечить 100-процентный охват приборами учета воды в городах и 80-процентный – на селе. Одним из системных подходов в «Ак булаке» призвана стать организация должного взаимодействия и координации усилий между центральными государственными и местными исполнительными органами, потенциальными инвесторами, научными институтами, неправительственными организациями и самими предприятиями… Программа рассчитана на два этапа – 2011–2015-й и 2016–2020 годы. Финансирование осуществляется за счет институтов развития, собственных средств водохозяйственных организаций, отечественных и зарубежных инвестиций и в пределах суммы, выделенной государственным бюджетом – 1273859 млн тенге. Не только республиканская казна задействована в этом. Так, акимы областей, городов Астаны и Алматы должны, начиная с 2011 года, предусматривать в местных бюджетах софинансирование проектов водоснабжения и водоотведения. Вдохновители «Ак булака» уверены, что успешное претворение в жизнь мероприятий программы позволит обеспечивать население Казахстана питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества 24 часа в сутки.
Анастасия БАЙТОВА, Астана | |
|