| С верой в единство | Для большинства казахстанцев в иерархии главных ценностей на первом месте стоит родина, а уж потом идет религиозная принадлежность.Они осознают себя гражданами, и лишь затем – мусульманами, христианами, иудеями, буддистами. Об этом говорят данные соцопросов. Сила нашей национальной идеи, основанной на единстве и стабильности, проявляется в том, что сплоченность народа всегда оказывается выше различий по вере и национально-культурным традициям. Мне не раз приходилось слышать от глав ведущих конфессий страны сентенцию, что Бог един, но пути к нему разные, каждый волен выбирать свой. Ведь все эти пути создал Всевышний. В этом и состоит суть всякой веры: «Возлюби ближнего как самого себя», прими его таким, каков он есть. Слава богу, в Казахстане удалось так построить взаимоотношения государства и конфессий, что они вместе служат благородной цели – сплочению народа на основе равенства и братства.
В поисках истины
Причисленный недавно к лику блаженных Папа Римский Иоанн Павел II в ходе визита в Астану в 2001 году сказал: «Мне ясны надежды и чаяния этого народа, который выстрадал годы жестоких преследований, но не колеблясь, энергично возобновляет путь своего развития. У вашей страны совершенно особое предназначение: быть все более сознательно мостом между Европой и Азией». Слова стали пророческими, в последующем страна стала центром глобального межконфессионального диалога. С 2003 года в Астане прошли три съезда мировых и национально-традиционных религий, и ее признали духовной столицей мира. Сам форум уникален, идея его проведения принадлежит Нурсултану Назарбаеву – впервые в истории представители основных конфессий планеты собрались в одном зале, чтобы обсудить глобальные проблемы человечества, роль религии. – Религии широко различаются. Но в сердце мы обращаемся к универсальным ценностям. Быть милосердным, быть терпеливым, любить ближнего – ни одна религия не может утверждать свою монополию на эти ценности. Они глубоко укоренились в духе самого человека. Эти же ценности воодушевили Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека… Религиозные лидеры не часто высказывались, когда их голоса могли бы побороть ненависть и обвинения или пробудить людей от безразличия. Я поддерживаю вас в использовании этой силы, и таким образом вносится вклад в ООН в ее глобальной миссии терпимости, развития и мира, – отметил экс-генсек ООН Кофи Аннан в приветственном письме. В уникальной Декларации I Съезда лидеров мировых и традиционных религий признается «право каждого человека на свободный выбор, выражение и исповедание своей религии». В документе отмечается, что «межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов» развития и улучшения благосостояния всех народов. «Толерантность, истина, справедливость и любовь должны быть целью любой религиозной проповеди. Экстремизм, терроризм и другие формы насилия во имя религии не имеют ничего общего с истинным пониманием религии», – указывается в декларации. Покойный ныне Патриарх Московский и всея Руси Алексий II оценил значение форума в Астане как «поиск совместного ответа на происходящее в нашем стремительно меняющемся мире. Давая оценку общественным процессам, мы призваны созидательно влиять на них, дабы неизменно быть истинными миротворцами». Прошли годы, и первый президент Казахстана в своем выступлении на III Съезде выразил позицию казахстанцев: «На протяжении многих веков единый народ Казахстана, обогащенный духовным наследием различных этносов и вероисповеданий, впитал в себя такие качества, как толерантность, веротерпимость и открытость к восприятию нового. И мы чувствуем свою обязанность донести этот выработанный веками нравственный императив до всего человечества». Действительно, Казахстан – уникальная земля, здесь в равной мере развиваются все традиционные религии. Но в силу численности своей паствы именно духовные лидеры мусульман и православных задают тон в консолидации всех верующих республики. Наша страна закрепила за собой статус государства, где веротерпимость стала эталоном. Об этом говорит сам факт проведения мирового религиозного форума в Астане. В Казахстане созданы все условия для развития конфессий. В стране порядка 3200 мечетей, церквей и молитвенных домов, а число религиозных объединений уже достигло почти 4500. В итоге опыт межэтнического и межконфессионального согласия нашей страны признан одним из успешных в мире. Как отметила в 2003 году «железная леди» Маргарет Тэтчер, Казахстан лучше подходит для проведения подобного форума, чем другие страны.
Степные корни
Между тем присущая Казахстану веротерпимость имеет свою историю. Как известно, наши мусульмане в основном исповедуют суннизм ханафитского толка, который еще со времен своего прихода в Степь (IX–X века) отличался терпимостью к инакомыслию, уважением к патриархальным традициям. И, что важно вдвойне, уважительным отношением к иудеям и христианам. На территории современного Казахстана ислам в течение многих веков тесно взаимодействовал с язычеством и шаманизмом, которых придерживались наши предки в домусульманскую эпоху. В результате синкретизма (объединения. – Ред.) ислам в нашей стране вобрал в себя древние духовные представления и национально-бытовые традиции казахов. Например, сохранившуюся до сих пор веру в духов умерших предков – аруахов. Таким образом, ислам в Казахстане хоть и утвердился как важный элемент культуры и религии, он не стал ведущим принципом в государственном управлении и политике. К слову, и православие содержит множество обрядов, оставшихся со времен славянского язычества. Следовательно, православие не было ортодоксальной формой христианства, являлось терпимым к инакомыслию. Именно поэтому между этими двумя ведущими конфессиями страны на всем протяжении истории их сосуществования не было конфликтов. Нурсултан Назарбаев в своей речи на XVII сессии Ассамблеи народа Казахстана заявил о необходимости создания центра изучения всех аспектов межэтнических и межконфессиональных отношений. По мнению президента, в этой деликатной и важной сфере теория отстает от практики, и настоящих специалистов в стране практически нет. Хотя востребованы исследования межконфессиональных отношений: – Наши объединения мусульман, православных христиан должны быть главными хранителями наших религиозных отношений от вхождения в Казахстан различных религиозных сект и организаций, у которых совсем другие мысли, – подчеркнул казахстанский лидер. И там, где действуют законы государства, священнослужители должны словом оберегать свою паству от «духовной заразы». Важно подчеркнуть при этом, что в стране нет официальной религии, хотя более 60 процентов населения придерживаются ислама. Традиции корректности заложены президентом, который, как глава государства, занимал беспристрастную позицию в вопросах веры. Заметную роль играют в стране также и католическая церковь, а это свыше 300 тысяч последователей, и иудаизм.
Белые одежды
Как это ни печально, межрелигиозные противоречия в последние десятилетия стали главными вызовами современности. Причем в эпоху глобализации кризисные риски усиливаются. Поэтому пускать на самотек процессы в религиозной сфере крайне опасно. Государство, как гарант мира и стабильности, должно следить, чтобы не были посажены зерна экстремизма. Начиняя с 2007 года эксперты и ученые осуществляют экспертизу религиозной литературы и уставов религиозных организаций в ходе их регистрации. По инициативе Нурсултана Назарбаева еще в советское время, в 1990 году, было создано самостоятельное Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Это оградило республику от чуждых течений ислама: ваххабизма и ему подобных учений. В стране достойно продолжают традиции толерантности, заложенные еще Яссауи, то есть просвещенного ислама, поощряющего образование и науку, терпимого к остальным конфессиям. Хотя Казахстан – светское государство, влияние религии на граждан растет. И в этом нет ничего плохого, поскольку конфессии в стране придерживаются принципа уважения и толерантности. Для политической сферы опасно, если кто-то нарушает равенство, ставит под сомнение право на веру других и претендует на истину в последней инстанции. Как заметил Рабиндранат Тагор: «Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией». Очевидно, что межконфессиональный мир, стабильность и гармония возможны только при совместном диалоге государства и религиозных общин страны.
Андрей ГЛАМАЗДА, Алматы | |
|