| Мечты сбываются: чемпионат Европы в Литве | Аудронюс Ажубалис, министр иностранных дел Литовской Республики и следующий действующий председатель ОБСЕ, рассказал накануне саммита пресс-секретарю и начальнику Отдела прессы и общественной информации ОБСЕ Вирджинии Куллудон о своем видении литовского председательства в 2011 году.– Литва будет председательствовать в ОБСЕ в 2011 году, после первой с 1999 года встречи ОБСЕ на высшем уровне. По вашему мнению, каковы основные возможности и вызовы председательства в организации сразу после саммита? – Встреча ОБСЕ на высшем уровне в Астане, которая состоится после одиннадцатилетнего перерыва, станет весьма важным событием в жизни ОБСЕ. Принятые в организации обязательства будут вновь подтверждены, и будут определены ее стратегические задачи на будущее. Я верю, что встреча на высшем уровне даст сильный импульс обновлению организации и послужит новым стимулом для повышения эффективности ее деятельности. Ее результаты определят программу работы литовского председательства. Мы гордимся возможностью руководить организацией в такое время и готовы к предстоящему сложному году. Кроме того, мы будем отвечать за процесс назначения нового генерального секретаря и директора Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), а это важные задачи. У нас будет замечательная возможность оценить уровень развития европейской безопасности и определить, что еще нужно сделать для развития неделимой безопасности во всем регионе ОБСЕ. – Как вам видится продолжение диалога о европейской безопасности в 2011 году? – Встреча на высшем уровне в Астане – это отличная возможность определить новое видение евро-атлантической и евразийской безопасности и сотрудничества. Кроме того, продолжаются другие интересные обсуждения с Организацией Североатлантического договора (НАТО) и в связи с инициативами некоторых стран. Я надеюсь, что в Астане мы сможем договориться об общей «дорожной карте» на будущее. План действий должен отражать баланс между всеми тремя измерениями ОБСЕ и закреплять нашу всеохватывающую цель восстановления доверия и уверенности во имя укрепления безопасности в Европе. В 2011 году и в дальнейшем мы должны стремиться к практическому осуществлению этих инициатив. Это будет одним из крупнейших вызовов для нашего председательства. – Затяжные конфликты и урегулирование конфликтов были приоритетными задачами нескольких председательств. Что вы можете сказать о литовском подходе к урегулированию конфликтов? Считаете ли вы, что у председательства должно быть больше свободы действий для реагирования на потенциальные конфликты? – Конфликт в Грузии в 2008 году и кризис в Кыргызстане в нынешнем году привлекли внимание международного сообщества к ОБСЕ и сформировали позиции председательств Финляндии, Греции и Казахстана. Я уверен, что каждый действующий председатель хочет предложить решение так называемых затяжных конфликтов. В ходе корфуских дискуссий многие государства выдвинули убедительные доводы в пользу того, чтобы наделить председательство и Центр по предотвращению конфликтов большей свободой действий и инструментами раннего предупреждения для предотвращения кризисных ситуаций или конфликтов на начальной стадии. Кроме того, ожидается, что действующий председатель будет действовать быстро, консультироваться с важнейшими сторонами и мобилизовывать политические, финансовые и другие имеющиеся инструменты для разрешения конфликтных ситуаций. Задача действующего председателя – воплощать слова в дела. Одной красивой риторики недостаточно. Затяжной конфликт в Приднестровье не исчезнет завтра, и вместе с партнерами я буду работать над возобновлением официальных встреч в формате «5+2». Предложение канцлера Меркель и президента Медведева является разумной основой для дальнейшей работы. Процесс укрепления доверия и реальной экономической реинтеграции страны следует продолжать. В связи с Нагорным Карабахом мы видим много тревожных сигналов, и ситуация вызывает обеспокоенность по нескольким причинам. Сопредседатели Минской группы должны ускорить темпы переговоров, в рамках которых ведется поиск политического решения. ОБСЕ должна играть важную роль, в частности, содействуя развитию взаимопонимания и терпимости между обществами, являющимися сторонами конфликта. Мне хотелось бы, чтобы ОБСЕ играла более активную роль в Закавказье, в особенности в Грузии. – В прошлом году Литва отпраздновала двадцатилетнюю годовщину восстановления независимости. В 2011 году 20-летний юбилей независимости отметят многие страны Содружества Независимых Государств. Как вы оцениваете значение развития этих стран для ОБСЕ? – Празднование двадцатилетия восстановления Литвой независимости в 1990 году прошло под лозунгом «Мы верим в свободу». Эти простые слова полны глубокого смысла не только для Литвы, но и для других государств Восточной и Центральной Европы. Я считаю, что основным достижением для всех нас стала свобода. Свобода творчества, мышления, передвижения, выражения своего мнения, свобода принимать решения, касающиеся нашей собственной жизни и безопасности. Возродившаяся Литва стала активным членом европейского и глобального сообщества. В 1990 году представители Литвы не могли участвовать во встрече глав государств и правительств СБСЕ в Париже. Всего лишь 20 лет назад парламент Литвы призвал мировое сообщество признать независимость нашей страны, и вот теперь нам предстоит председательствовать в крупнейшей в мире региональной организации по безопасности. Разве это не удивительный поворот событий? Председательство Казахстана также является важным примером признания достижений тех стран ОБСЕ, которые прошли долгий исторический путь к обретению суверенитета и независимости. Чем быстрее все страны СНГ будут двигаться по пути построения демократии, экономического процветания, укрепления региональной безопасности, соблюдения и поддержки вопросов человеческого измерения, тем сильнее станет и ОБСЕ, и все без исключения государства-участники. Я вижу, что страны СНГ придают большое значение ОБСЕ. Диалог по вопросам европейской безопасности, энергетическая безопасность, экономические и экологические вызовы и свобода передвижения – это реальные вопросы, и мы можем вместе со странами СНГ внести вклад в поиск совместных ответов на них. Я буду развивать взаимодействие с ними и по другим вопросам. – Будет ли у Литвы какой-то особый, балтийский подход к деятельности председательства? ОБСЕ – форум 56 государств-участников, и я считаю, что, будучи председателем ОБСЕ, Литва не должна руководствоваться особыми предпочтениями. С другой стороны, каждая страна-председатель в определенной мере привносила свой, особый опыт, мышление и практику в работу председательства. Литва – часть региона Балтийского моря, у нее общие ценности с балтийскими соседями и схожие цели в области развития, и она понимает, что только совместные региональные мероприятия могут помочь нам выработать общие принципы, например в области энергетики. Мы считаем, что активизация взаимодействия в рамках регионального сотрудничества должна быть одним из приоритетных направлений в работе литовского председательства. – Как ваша страна, которая является членом и Европейского союза (ЕС), и НАТО, представляет себе роль субрегиональных организаций в обеспечении безопасности региона ОБСЕ? – С 1999 года потенциал принятой на стамбульской встрече на высшем уровне платформы безопасности, основанной на сотрудничестве, не был полностью использован. Это может отчасти объясняться фундаментальными институциональными и региональными тенденциями в Европе в последнее десятилетие. Но в деле укрепления всеобъемлющей безопасности в регионе ОБСЕ важны все участники – и большие, и малые. Источником моей веры в потенциал субрегиональных организаций является опыт балтийско-скандинавского сотрудничества. Мы приветствуем новые двусторонние или региональные инициативы, нацеленные на развитие добрососедских отношений и межрегионального сотрудничества. Усиление регионального сотрудничества в Закавказье жизненно важно для построения долговременной стабильности в этом неустойчивом регионе. Страны Центральной Азии также могли бы предпринять дополнительные совместные усилия для преодоления общих вызовов на региональном уровне. Мы рассматриваем возможность в следующем году собрать под эгидой ОБСЕ за одним столом различные региональные и субрегиональные организации, чтобы обсудить, какую дополнительную пользу могла бы принести их деятельность в области европейской безопасности. – Какой вам видится роль ОБСЕ в международных усилиях в Афганистане? – Нестабильность в Афганистане влияет на нас всех. Исходящие из Афганистана угрозы, наркотики, экстремистская идеология, терроризм подрывают безопасность соседних государств и региона ОБСЕ в целом. Более того, меня чрезвычайно беспокоит то коррумпирующее влияние, которое наркоторговля оказывает на общественное развитие в Центральной Азии и за ее пределами. Казахстанское председательство предприняло дополнительные усилия по укреплению взаимодействия между ОБСЕ и Афганистаном. Но никакие усилия не принесут успеха, если государства – участники ОБСЕ не обеспечат необходимого обновления решения, принятого на мадридской встрече совета министров в 2007 году. Встреча на высшем уровне в Астане предоставляет для этого замечательную возможность. Я считаю, что в некоторых областях ОБСЕ является ведущей организацией и может предложить столь необходимые знания и идеи в таких сферах, как пограничный режим, подготовка таможенников, совершенствование избирательных процессов при поддержке со стороны БДИПЧ, помощь правозащитникам, совершенствование законодательства, консультирование по мерам укрепления доверия и безопасности (МДБ) и гендерное просвещение. Секретариат ОБСЕ и полевые миссии в Центральной Азии разработали отличные проекты, и много проектов сейчас находится на стадии подготовки. Можно сделать многое. Можно рассмотреть возможность консолидации всех связанных с Афганистаном мероприятий ОБСЕ под единым контролем в Секретариате ОБСЕ. Необходимы более прочные обязательства по региональному сотрудничеству между странами Центральной Азии и Афганистаном. ОБСЕ может «наводить мосты» для оказания содействия этому процессу по таким вопросам, как упрощение визового режима, организация совместных учебных мероприятий и другие меры. Мы можем договориться о разработке более существенных проектов под руководством ОБСЕ в области борьбы с наркоторговлей и развития трансграничной торговли или об осуществлении небольших экономических проектов в интересах общин в приграничных регионах. Но все это зависит от готовности государств-участников к расширению взаимодействия ОБСЕ с Афганистаном. – По вашему мнению, что могла бы сделать ОБСЕ для улучшения отношений между этническими меньшинствами? Как вы оцениваете Больцанские рекомендации верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКНМ) о национальных меньшинствах в межгосударственных отношениях? – Я мог бы говорить о различных проблемах, связанных с национальными меньшинствами, поскольку это вопрос как национальной, так и международной безопасности. Я мог бы также говорить о современной действительности: о по-явлении новых меньшинств в результате миграционных процессов. Тихая дипломатия и настойчивость ВКНМ посла Кнута Воллебека дают хорошие результаты в этой сфере. Преступления на почве ненависти, ксенофобия, нетерпимость и дискриминация являются важными темами, требующими нашего дальнейшего внимания. Конструктивная работа была проделана БДИПЧ, которое организовало многочисленные мероприятия и встречи за «круглым столом» по этим вопросам и призывает государства – участники ОБСЕ наращивать усилия по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией, а также по предотвращению преступлений на почве ненависти. В ходе нашего председательства терпимость и просвещение станут темами, которые будут находиться в центре внимания. У Литвы имеется значительный опыт в области изучения холокоста и информирования о нем. Необходима дальнейшая разработка учебных программ по терпимости, нужно улучшать обстановку в школах, необходимо усиливать роль гражданского общества в образовании по вопросам терпимости. Мы считаем, что необходимо обсуждать передовую практику в области просвещения по вопросам терпимости, обмениваться опытом в области развития взаимного уважения и понимания, борьбы с расизмом и другими формами нетерпимости. Это позволит нам закрепить разнообразие в многокультурных обществах как к востоку, так и к западу от Вены. – Литва активно участвует в диалоге по вопросам энергетической безопасности в рамках ОБСЕ и в сентябре 2010 года приняла в Вильнюсе конференцию по энергетической безопасности. Какой вклад может внести ОБСЕ в обеспечение энергетической безопасности? – Энергетическая безопасность – это комплексная тема, непосредственно связанная с изменением климата, экологической безопасностью и устойчивым экономическим развитием. Для преодоления этих вызовов необходимы совместные усилия и решения, а также участие широкого круга заинтересованных сторон, включая промышленность и гражданское общество. ОБСЕ может содействовать диалогу для улучшения взаимопонимания и различным формам сотрудничества, как регионального, так и межизмеренческого. Балтийские страны давно находятся в структурной зависимости от импорта энергии. Поэтому мы понимаем необходимость совместной разработки общих принципов в области энергетики. Использование энергетических ресурсов должно обеспечивать экономическое процветание, а каждая сделка должна быть прозрачной и недискриминационной. В проектах по развитию инфраструктуры должны соблюдаться строгие экологические требования, а развитие низкоуглеродных технологий является ключом к смягчению последствий изменения климата. Важной вехой является доклад генерального секретаря о результатах конференции по энергетической безопасности в Вильнюсе. – Чего вы лично ожидаете от года председательства? – Прежде всего, в будущем году чемпионат Европы по баскетболу пройдет в Литве! Я надеюсь, что удача будет сопутствовать национальной сборной Литвы по баскетболу. Если серьезно, то я рассчитываю, что государства – участники ОБСЕ будут развивать результаты встречи на высшем уровне в Астане. Этот год для моей страны и моей маленькой команды председательства будет сложным, беспокойным и вдохновляющим. Как наша баскетбольная команда доказала на последнем чемпионате мира в Турции, что наша страна может добиваться отличных результатов на мировой арене, так и наше председательство очень надеется закрепить за Литвой репутацию транспарентной, эффективной и справедливой дипломатической державы.
По материалам журнала «ОБСЕ» | |
|