 | Игра без поражения | В начале прошлого года в Казахстане заработал трехпартийный парламент в составе НДП «Нур Отан», демократической партии «Ак жол» и Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК).За этот отрезок времени ими было не только принято много новых законов, направленных на развитие страны, но и выросли полномочия законодательной ветви власти. Парламентские партии взяли на себя функцию контроля над деятельностью правительства и даже инициировали ряд законопроектов. Кроме того, они запомнились своими депутатскими запросами, которые касались разных сторон жизнедеятельности государства. Но главное, что представители парламентских партий в течение прошедших 12 месяцев исправно представляли интересы электората, который на выборах в конце 2011 года выразил политическое доверие. Так, представители партии «Ак жол» защищали казахстанских бизнесменов, КНПК – интересы человека труда, а НДП «Нур Отан» – всех казахстанцев, ведь эта партия является народной.
Игра без поражения Многопартийный Парламент справляется со своими обязанностями и лучше отражает интересы казахстанцев. Кто бы ни победил на прошедших в 2011 году парламентских выборах, очевидно одно – победили все казахстанцы. Трехпартийному мажилису исполнился год, и за это время он продемонстрировал политическую зрелость. Пусть дискуссии в его стенах не были такими жаркими, как в других странах, главное, что он смог в прагматичной и доверительной атмосфере принимать качественные законопроекты, защищать интересы казахстанцев и контролировать деятельность правительства.
Сравнительная история Изначально эксперты ожидали, что новый состав мажилиса будет двухпартийным, однако электоральная гонка преподнесла неожиданный сюрприз. По итогам голосования сразу три партии преодолели 7-процентный барьер. При этом новый расклад сил оказался в политическом плане более справедливым. В мажилис наряду с центристами из НДП «Нур Отан» прошли сторонники капитала – из Демократической партии «Ак жол», и труда – Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК). «Это была особенная сессия, потому что мы впервые работали в новых условиях, в условиях – многопартийности. Для нас, депутатов от каждой партии, было очень важным работать в формате конструктивного диалога. И сегодня можно отметить, что главным итогом первой сессии мажилиса Парламента пятого созыва стало принятие тех законов, которые способствуют прежде всего эффективной реализации положений послания президента страны Нурсултана Назарбаева народу Казахстана», – отметил в прошлом году по итогам работы первой сессии трехпартийного Парламента председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. Однако в истории Казахстана уже был многопартийный Парламент. В ходе выборов 2005 года 67 депутатов избирались по одномандатным территориальным избирательным округам, образованным с учетом административно-территориального деления с примерно равной численностью избирателей. Но важно, что еще 10 мест формировались по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. В итоге 7 мандатов достались Республиканской политической партии «Отан», по одному – Республиканской партии «Асар», Демократической партии «Ак жол» и избирательному блоку «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) Аграрной и Гражданской партий Казахстана. Хотя в мажилисе заседали представители разных партий, в тот момент они имели маленький политический вес. 10 депутатов от партий могли только выражать свое мнение: согласие или несогласие с законопроектами. Однако оказать решающего влияния на исход голосования «абсолютное меньшинство» не могло. Эволюция партийной системы и казахстанского парламентаризма скорректировала такое положение партий. В 2007 году выборы в мажилис прошли по партийным спискам, где места распределились между партиями, прошедшими 7-процентный порог. Правда, по итогам выборов только НДП «Нур Отан» преодолела рубеж, что стало неожиданным сюрпризом голосования. В связи с этим Глава государства предложил ввести в электоральное законодательство норму, исключающую появление в стране однопартийного мажилиса. Данная норма пока осталась невостребованной. По итогам парламентских выборов 2011 года три партии преодолели 7-процентный барьер. Но главное, что все они оказывают решающее влияние на исход голосования в мажилисе. Хотя НДП «Нур Отан» в Парламенте делит места с ДПК «Ак жол» и КНПК, тем не менее ведущая политическая организация республики также извлекает преимущества из многопартийной среды. Об этом год назад сообщил Глава государства сразу после парламентских выборов. «Прошедшие выборы стали важным шагом в развитии многопартийности, развитии демократии в нашей стране. Нуротановцам – членам фракции нового созыва предстоит работать в многопартийном мажилисе, в открытой конкуренции. А это, безусловно, связано с необходимостью повышать качество работы», – отметил Нурсултан Назарбаев. Представительная функция Многое зависит не от партийного состава мажилиса, а от тех функций, которые он выполняет в политической жизни страны. И, конечно же, для простых граждан важно, чтобы мажилис отражал их интересы и чаяния. Речь идет о представительной функции отечественного парламента. Как справляются с ней представители трех партий? Как и положено, активную позицию в мажилисе занимают представители НДП «Нур Отан», которые засыпают кабмин депутатскими запросами. За 9 месяцев деятельности трехпартийного Парламента ими было составлено 210 депутатских запросов. В среднем по два запроса на депутата. Круг интересов НДП «Нур Отан» оказался широким: реализация государственных программ, ситуация с обеспечением населения теплом и светом, доступ граждан к качественному образованию и медицинским услугам. В этом смысле НДП «Нур Отан» оправдывает свое название – народная партия. В стенах мажилиса ее представители думают о безопасности горожан и посевной кампании на селе, решают вопросы экологии, которые тревожат всех казахстанцев. Достаточно активно интересы бизнеса в стенах мажилиса защищают представители партии «Ак жол». В ноябре 2012 года они, к примеру, обратили внимание на ситуацию со строительством стратегического автобана Западная Европа – Западный Китай, которое требует гравия, песка и прочих общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Для их добычи нужны соответствующие документы, в противном случае компаниям могут выписать большой штраф. Но чиновники не успевают вовремя их составить, из-за чего добыча ОПИ нередко осуществляется на «птичьих правах» и под честное слово. Но как убедить надзорные органы в том, что компании не виноваты в отсутствии документов? В итоге приходится сталкиваться с недоразумениями. «Однако остается нерешенным вопрос о судьбе предприятий, в отношении которых уже вынесены судебные акты на основании прежних норм. Деятельность ряда этих компаний, как указано выше, приостановлена, а на их счета наложены разоряющие штрафы», – говорится в обращении партии на имя главы правительства. Впрочем, заботясь об интересах казахстанского бизнеса, представители «Ак жола» не забывают о других социальных группах. К примеру, в 2012 году, накануне празднования очередного Дня победы, они обратили внимание на ветеранов ВОВ. Как отметили они в своем обращении на имя бывшего главы правительства Карима Масимова, единовременные пособия ветеранам имеют далеко не одинаковый размер в разных казахстанских регионах. «Согласно информации в СМИ, в столице сумма выплат составит 150 тысяч тенге, в Атырауской и Мангистауской областях Казахстана – по 100 тысяч тенге. В Жамбылской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Актюбинской, Павлодарской областях – по 15 тысяч тенге, в Южно-Казахстанской области – по 10 тысяч тенге», – отмечается в обращении партии «Ак жол». Как говорят партийцы, «в некоторых областях сумма единовременных выплат в 15 раз ниже, чем в столице». Представители «Ак жол» напомнили о том, что все граждане равны перед законом, и попросили правительство отчитаться перед депутатами о выравнивании пособий. Как и положено, от представителей бизнеса не отстают коммунисты, которые по определению должны отстаивать интересы простых людей. Так, недавно они написали письмо на имя Главы государства по поводу увеличения пенсионного возраста. В нем они обратили внимание на доходность самой пенсионной накопительной системы, видя причину в ней, а не в пенсионном возрасте. Интересно, что наряду с обращением представители КНПК провели параллельно опрос среди жителей областного центра Алматинской области и его регионов на предмет повышения пенсионного возраста. «Все опрошенные поддержали народных коммунистов и выражают свое несогласие с повышением пенсионного возраста женщин», – говорится в сообщении пресс-службы КНПК. Таким образом, коммунисты не утратили связь со своим электоратом и отражают его интересы на политической арене страны. Законодательная функция В прошедшем году Парламент проявил себя и на поприще законотворчества. Так, за 2012 год народные избранники приняли 94 законодательных акта, в числе которых можно увидеть новые документы «О государственной границе», «О воинской службе и статусе военнослужащих», «О Фонде национального благосостояния», «О специальных государственных органах», «О магистральном трубопроводе», «О микрофинансовых организациях» и другие. Стоит отметить, что в 2012 году ряд законопроектов был разработан депутатами от НДП «Нур Отан»: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития и поддержки агропромышленного комплекса», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», «О внесении изменений и дополнения в законы Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан» и «О торговом мореплавании». Таким образом, представители НДП «Нур Отан» в Парламенте перехватывают инициативу у правительства. Вместе с тем необходимо помнить о выступлении первого президента Казахстана – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева на открытии второй сессии казахстанского парламента пятого созыва, где Глава государства, обращая внимание на эффективность работы народных избранников, сконцентрировал их внимание на формировании государственного бюджета, по отношению к которому у депутатов должен быть только один подход – экономичность и эффективность бюджетных расходов. А политика должна базироваться на ежечасном анализе и долгосрочном прогнозе региональных рынков. «Парламентарии должны смотреть на жизнь глазами простого человека. Нам нужны простые и понятные законы, регулирующие общественный порядок, поведение в общественных местах», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. В связи с чем и в наступившем 2013 году перед народными избранниками будут стоять прежние задачи и утвержденные ранее ориентиры. Тем более что ранее Елбасы определил основные направления законотворчества на ближайшие годы, одним из которых является социальная модернизация, в отношении которой народным избранникам предстоит внести дополнения и изменения. Это оправданно, так как молодому, суверенному государству, которым сегодня является Казахстан, в первую очередь необходимо найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом заключается ключевая задача социально-экономической модернизации. Применительно к нашей республике нужно понимать, что государство является инициатором и главной движущей силой процесса социальной модернизации. Контрольная функция Дополнительно депутатский корпус сосредоточил свои усилия на синхронизации государственных и отраслевых программ с программами регионального развития. В этом направлении будет вестись работа в первой половине 2013 года. Именно тогда будет определен и тарифицирован перечень перспективных проектов, необходимых для обустройства регионов. В прошлом году народные избранники в своей деятельности руководствовались принципами социальной политики, такими как ориентированность на потребности рынка труда, поддержка предпринимательства, обеспечение занятости населения, защита материнства и детства, реализация молодежной политики, повышение качества услуг здравоохранения, образования, развития государственного языка. В этом направлении депутаты будут продолжать работу и в наступившем году. Особое внимание будет уделено дальнейшему укреплению государственности и развития демократии, обозначенных в Послании президента Республики Казахстан – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Также в числе приоритетов стоит реализация утвержденной указом Главы государства от 28 ноября 2012 года Концепции развития местного самоуправления. Напомним, что принятый программный документ на первом этапе (2013–2014 годы) предусматривает постепенное повышение роли населения страны в решении вопросов местного значения через собрания и сходы местного сообщества, активное вовлечение городского населения в процесс принятия управленческих решений, поэтапное усиление роли маслихатов при назначении или избрании акимов села, поселка, города районного значения, расширение финансовой и экономической самостоятельности сельского уровня управления в решении вопросов местного значения. Как отметил председатель сената Парламента Кайрат Мами, реализация Стратегии «Казахстан-2050» становится центральным направлением в деятельности Парламента и правительства, акимов всех уровней и всех граждан нашей страны. Эта работа призвана обеспечить дальнейшее качественное изменение политического, демократического и социального облика Казахстана. Хотя Парламент и является политическим органом, депутаты следуют президентскому принципу: «Вначале экономика, потом политика». Поэтому нет ничего удивительного в том, что в мажилисе пристрастно изучают ситуацию на казахстанском рынке. Так, в 2012 году они «приструнили» монополистов, привели факты, когда энергетические компании отклонялись от установленных расценок предельного тарифа и получали сверхдоходы. Но говоря о контроле, было полезно еще провести аудит финансовых потоков энергетиков, так как полученная прибыль должна идти на инвестиции в новое оборудование, генерирующие мощности, чтобы увеличить КПД электростанций. Потенциал на будущее Мажилис только один год проработал в многопартийном режиме, в условиях, когда партиям отводится роль первой скрипки. И стало заметно, что плюрализм в законодательной ветви власти приносит свои плоды. Парламент постепенно осваивает свои политические полномочия. Депутаты справляются с представительной функцией – защищают интересы своего электората, осуществляют контроль над деятельностью правительства и даже берут инициативу в свои руки, начинают самостоятельно готовить законопроекты. Все это позволяет говорить о том, что у казахстанского многопартийного мажилиса есть большой потенциал развития. Тем более, как говорят эксперты, далеко не все законные полномочия Парламент освоил. Но многое будет зависеть не только от мажилиса и его статуса, но и от самих парламентских партий, их профессионализма.
Андрей КОРОЛЕВ, Марат МАМАЕВ, Алматы
| |
|