 | Образование – сила! | С первых дней независимости казахстанское образование стремилось к достижению мирового уровня. За 20 лет облик отечественной системы образования кардинально изменился, значительно приблизившись к цели.Однако на достигнутом в Министерстве образования и науки РК останавливаться не намерены. Работа по совершенствованию системы продолжается. Особое внимание сегодня уделяется развитию и укреплению позиций региональных высших учебных заведений. Так, ровно год назад ректором Атырауского государственного университета (АтГУ) имени Халела Досмухамедова был назначен опытный топ-менеджер в области высшего образования Бейбит Баймагамбетович Мамраев. Новому руководителю предстояло не только вернуть доверие коллектива вуза к руководству, но и вывести университет на передовые позиции. О том, как сегодня живет АтГУ, каких успехов вузу удалось добиться, о планах на будущее и о задачах, которые сегодня стоят не только перед Атырауским государственным университетом, но и перед всей системой высшего образования Казахстана в целом в интервью газете «Литер» рассказал Бейбит Мамраев. – В своем послании «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства» президент страны Нурсултан Назарбаев среди первостепенных целей обозначил создание современных и эффективных социальных систем, прежде всего системы образования. Это наверняка большая ответственность в первую очередь для университетов страны, которые с момента зарождения являются двигателем развития общества? – Безусловно, университеты как интеллектуальная среда формируют особую неповторимость социально-культурного, политического облика любого государства. С момента зарождения университеты в мире являются двигателями развития общества, обеспечивающими наиболее полное раскрытие способностей и талантов людей. В таком контексте роль университетов в казахстанском обществе требует переосмысления. Программа форсированного индустриально-инновационного развития явилась ядром современной инновационной политики и заложила основы нового видения места науки и университетского образования в казахстанском обществе. Но главной проблемой инновационного развития остается кадровый вопрос. Несомненно, в Казахстане немало замечательных ученых, инженеров, педагогов, менеджеров. Однако для настоящего инновационного прорыва, для формирования V и VI технологических укладов того потенциала, что мы имеем, явно недостаточно. В этой связи на учебных заведениях, точнее – на всей системе образования и науки, лежит особая ответственность. В Великой Хартии университетов, к которой присоединились вузы Казахстана, сказано: «Обучение и научные исследования в университетах должны быть неотделимы, если университетское обучение не хочет отстать от изменяющихся потребностей и запросов общества». Системе образования довольно сложно поспевать за технологическими изменениями в производственной среде. Логика инновационного процесса потребовала коренного поворота в направлении развития науки в университетах, то есть превращения их в исследовательские университеты. Это понятие «исследовательский университет» закреплено в законе РК «О науке», что свидетельствует о зрелом представлении роли этих университетов в инновационном развитии страны. Образцом таких университетов в республике является «Назарбаев Университет». Аккумулируя в себе качества лучших высших учебных заведений мира, этот университет позволит облегчить другим вузам страны решение задач трансформации в исследовательские университеты. В первую очередь это относится к ведущим университетам регионов. – Как известно, развитие регионов обуславливает развитие страны, значит, успешность инновационного развития Казахстана напрямую зависит от правильной региональной инновационной политики. Какова в этом роль региональных университетов? – Экстраполяция на регионы общей инновационной модели объективно ставит университеты в центр их социально-экономического развития. Однако успешными эти университеты могут стать только при условии их превращения в регионах в исследовательские университеты, а это, надо признать, не так просто. Региональные университеты должны стать системообразующими структурами, вокруг которых будет выстраиваться вся цепочка образования и науки. Тогда мы можем говорить о действительном вкладе их в формирование интеллектуальной нации. Поэтому особая ответственность за реализацию нового стратегического курса «Казахстан-2050» лежит прежде всего на системе образования и науки страны. Атырауская область занимает особое место в социально-экономической и общественно-политической жизни суверенного Казахстана. Эта древняя священная земля дала миру великие образцы патриотизма, культуры, искусства. Экономические показатели наглядно свидетельствуют о том огромном вкладе, который вносит регион в развитие и укрепление государства, в повышение уровня жизни народа. Важной социальной составляющей развития Атырауской области и города Атырау с его 370-летней историей является деятельность Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова. Он готовит специалистов в сфере педагогики, экономики и права, сельского хозяйства и технологий, естествознания, истории и филологии, искусства и журналистики, спорта и туризма. На 7 факультетах (31 кафедре) – физико-математическом, естествознания, историко-филологическом, педагогики и искусства, экономики и права, мировых языков, дистанционного обучения – получают образование свыше 7 тысяч студентов. К учебному процессу привлечено свыше 500 преподавателей, включая 230 докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. Сегодня университет имеет лицензии на право ведения образовательной деятельности по 46 специальностям бакалавриата, 19 специальностям магистратуры. Исходя из потребностей региона, сегодня приоритетным обозначено в университете естественно-научное направление. Сейчас по естественно-научным специальностям создаются академические школы, где обучение организуется по сквозным программам бакалавриата и магистратуры. С 1996 года университет является активным членом Ассоциации университетов Прикаспийских государств. В 2010 году вуз присоединился к Болонскому процессу. – Процесс интеграции казахстанского образования в мировое образовательное пространство требует изменений и адаптаций. Как это происходит в вашем университете? – Не секрет, что в университете практически не использовался зарубежный опыт менеджмента. Не была выстроена и институционально обеспечена работа университета как открытой внешнему окружению системы, его имиджевой деятельности и взаимодействия с внешней средой. Между тем открытость обеспечивает действенную поддержку университета со стороны общества и бизнеса, принятую практически во всех вузах развитых стран. В этой связи в апреле 2012 года на базе университета создан Региональный центр Болонского процесса, состоящий из отделов методического обеспечения параметров Болонского процесса, а также академической мобильности и международных связей. С целью расширения международных научных связей и продвижения имиджа отечественной науки в мае 2012 года нами открыт в Калмыцком государственном университете Центр казахстанской науки и культуры, а в январе 2013 года Центр российской науки и культуры начал свою работу в АтГУ имени Х. Досмухамедова. Надеемся, что подобные формы контактов будут генерировать участие наших ученых в международных научных проектах и, наоборот, зарубежных – в казахстанских проектах. Кроме того в течение текущего учебного года дважды курсы лекций по стратегическому менеджменту в нашем вузе прочитал профессор Брунельского университета Великобритании Абрахам Алтонайан. А шесть наших преподавателей университета (доктора и кандидаты наук в возрасте до 40 лет) с октября по декабрь 2012 года по программе «Болашак» прошли трехмесячную стажировку по корпоративному управлению в университете Монтре (Швейцария), и теперь это реальный кадровый резерв вуза. И буквально в этом месяце пять преподавателей естественно-научных дисциплин решением республиканской комиссии «Болашак» выехали на шестимесячную лингвистическую стажировку в университетах Лондона, по завершению которой они будут преподавать спецдисциплины на английском языке. Это позволит университету готовить кадры для «Назарбаев интеллектуальной школы» по химии и биологии в городе Атырау. – Сегодня на самом высоком уровне поднимаются вопросы повышения качества подготовки специалистов. Как, по вашему мнению, эффективнее всего следует решать эти проблемы? – Законодательное закрепление обязательной производственной практики на предприятиях, начиная со второго курса, как отмечено в послании президента РК, несомненно, явится важным механизмом повышения качества подготовки специалиста. Задачи повышения образовательных услуг и эффективности научных исследований до уровня международных стандартов задают параметры принципиально нового этапа в развитии университета, и эти задачи требуют существенных изменений в стратегическом планировании деятельности университета. К нерешенным проблемам можно отнести недостаточную выстроенность системы управления ресурсами – персоналом, финансами, материальными и нематериальными активами. Университетская система подготовки научно-педагогических кадров страдает теми же изъянами и недостатками, которые характерны для отечественной системы образования. Практически исчезла конкуренция между научными школами и отдельными учеными. Необходимо выявить устаревшие или невостребованные сегодня научно-образовательные дисциплины и программы. Переход на подготовку магистров и докторов PhD, основанную на образовательном компоненте и кредитной технологии обучения в сочетании с научно-исследовательской деятельностью, пока не дает ожидаемых результатов. К тому же механизмы и условия приглашения докторов PhD в региональные вузы не совсем проработаны. Думается, решение этих проблем не за горами. «Нам нужны новые эффективные механизмы выравнивания социально-экономических условий в регионах», – отметил в своем послании Глава государства. Заново перестраивается работа созданного в контексте современных задач науки и необходимости поиска инноваций Научно-исследовательского центра. В его составе – несколько учебно-научно-исследовательских лабораторий, которые занимаются исследованиями актуальных проблем биотехнологии и экологии, химии и технологий, физики и математики, педагогики, аграрной науки, экономики, археологии, истории и других гуманитарных наук. Актуальной задачей является обновление лабораторной базы университета как ключевого условия подготовки будущих поколений специалистов и ученых. Хотел бы отметить результативную работу ученых-археологов университета. До сих пор при раскопках обнаруживаются предметы быта прошлых веков, и это дает возможность изучать богатую историю региона. В конце 2012 года нам удалось издать Свод исторических и культурных памятников Исатайского и Курмангазинского районов Атырауской области. – В должности ректора Атырауского государственного университета вы всего год. Какие-то изменения в жизни вуза произошли за это время? – С 2012–2013 учебного года университет среди 33 вузов республики включился в эксперимент по полиязычной подготовке специалистов. Научная библиотека университета с электронными читальными залами предоставляет преподавателям и студентам доступ к мировым научным информационным ресурсам ThomsonReuters и Springer. Постепенно налаживается работа по обеспечению академической мобильности студентов и преподавателей. В текущем учебном году удалось организовать участие наших студентов в программе «Эразмус Мундус», и в январе 2013 года четыре студента выехали в европейский вуз на семестровое обучение. Сегодня в подготовке кадров университет активно сотрудничает с бизнесом, но вопрос государственно-частного партнерства нуждается, безусловно, в дальнейшей генерации. Пока за счет предприятий («РД Казмунайгаз»,«Аджип Норд Каспиан», ТШО, Казкоммерцбанк, ОФ «Ак бота», Сбербанк, Банк «Центркредит» и другие) обучаются 120 студентов. Нужна в этом плане системная работа, взаимное понимание. Существенную поддержку оказывает в обучении студентов из малообеспеченных семей акимат области. Так, в 2012 году такую помощь получили более 300 студентов. С января 2013 года акиматом принято решение о 50-процентной скидке за проезд студентов в городском транспорте. С 2012–2013 учебного года открыты новые факультеты – дистанционного обучения и довузовской подготовки. С апреля 2012 года функционирует Центр молодежной политики, работой которого руководят опытные педагоги и психологи. Проводятся социологические исследования, анализируется деятельность кураторов. К слову, работой Совета кураторов высших и средних профессиональных учебных заведений области руководит старший куратор из Центра молодежной политики университета. Подобная структурная вертикаль способствует своевременному реагированию на различные тенденции в молодежной среде. Центр координирует деятельность всех молодежных студенческих организаций университета, именно они формируют имидж атырауской молодежи. В этом ключе вуз должен способствовать слаженной работе по молодежной политике на местах, вовлекать родительскую общественность в процесс воспитания личности. В декабре 2012 года на базе университета по инициативе министерства состоялось совещание «Стратегия подготовки кадров для инновационной экономики Казахстана» заведующих кафедрами государственных вузов Западного региона республики – Актобе, Уральска, Актау и Атырау. В обсуждении актуального вопроса приняли участие также руководители названных вузов. Общее количество участников составило 350 человек, из них иногродних – 150. Все вузы региона организовали выставку, где была представлена развернутая информация о проводимых исследованиях, их интересных результатах. На секционных обсуждениях прозвучало немало предложений по дальнейшей реализации государственных программ. Впервые за много лет заведующие кафедрами и руководители вузов регионов имели возможность личного общения друг с другом и обмена мнениями. Надеемся, что итоги совещания были полезны всем его участникам. С 2012 года казахстанские государственные вузы являются государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения. Это не только дает новые возможности, но и требует большей ответственности за дальнейшее развитие университета, в том числе и за материально-техническое. В частности на сегодняшний день решением суда возвращаются финансовые средства за некачественно проведенный в 2011 году ремонт здания вуза, а также восстанавливается недостача материальных ценностей, которая была обнаружена также в 2011 году на складе университета. На сегодняшний день университет остро нуждается в учебном корпусе с современной научной библиотекой и актовым залом, студенческом общежитии современного типа. В настоящее время ведется активная работа с исполнительными органами местной власти по выделению земельного участка под строительство общежития. Новые вызовы XXI века требуют подготовленных и ориентированных на активное внедрение инноваций кадров. Их качественная подготовка будет более эффективной только на базе партнерства государства, бизнеса, науки и образования.
Беседовала Оксана ЛЫСЕНКО, Атырау | |
|