| Валерий Гергиев: Встреча через 20 лет превзошла все ожидания | За прошлый год Мариинский театр дал 740 концертов в более чем 40 странах мира. В этом году график выступлений этого всемирно известного творческого коллектива не менее плотный. Но Астана и Алматы вошли в список городов, где состоялись концерты симфонического оркестра Мариинского театра. В рамках Московского пасхального фестиваля художественный руководитель, главный дирижер этого театра Валерий Гергиев на днях дал пресс-конференцию для казахстанских журналистов. Открывая встречу известного маэстро с представителями отечественных СМИ, министр культуры Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед напомнил, что Валерия Гергиева знают во всем мире как деятеля, который внес огромный вклад в развитие искусства. И это – не просто высокопарные слова. Вот уже много лет, как Валерий Гергиев возглавляет Мариинский театр – один из самых сильных творческих коллективов в мире. Гергиев является также приглашенным дирижером известного театра США Метрополитен-опера, Роттердамского филармонического оркестра, а также Лондонского симфонического оркестра. Сам маэстро признался, что порой опасается общения с журналистами. – Иногда возникает такая ситуация, когда говоришь одно, читаешь про себя другое, а читатели понимают третье. Но тем не менее я продолжаю общаться с вашим братом, – сказал Валерий Гергиев, прежде чем начать отвечать на вопросы. – Это мой третий приезд на казахстанскую землю. Первый раз я был в Алматы более 20 лет назад, в 1985 году. И этот приезд для меня был очень памятен тем, что тогда я был еще молодым и неизвестным дирижером. Это было начало моей профессиональной карьеры, как дирижера. Затем я приехал в Казахстан через пять лет, но уже в Астану, которая поразила меня. И вот в этом году это мой третий визит и за три часа пребывания в Астане я не могу подобрать эпитетов, чтобы выразить свои впечатления. Все поражает воображение. Я могу только порадоваться за своих казахстанских друзей, за их успехи. 8 месяцев назад мы договорились с вашим министром культуры о наших гастролях и сдержали свое слово. С первых же минут нашей встречи в этот раз мы приняли решение о том, что наши музыканты дадут мастер-класс для казахстанских студентов. – Известно, что вы руководите многонациональным коллективом, а есть ли в Мариинке казахстанцы? – То, что у нас работают уроженцы из Казахстана, могу заявить абсолютно точно. В первую очередь, это мой давний друг Герман Греф, который, как известно, возглавляет Сбербанк России и также является председателем попечительского совета нашего театра. Герман Греф никогда не забывает, что он – казахстанец. У нас работал ранее певец Болат Менженкиев, который, к сожалению, безвременно нас покинул. У него был выдающийся голос. Да и в оркестре у нас немало музыкантов, получивших образование в Казахстане (Зумурад Алиева, Жанна Абдуллаева, подсказал министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед. – Ред.). Двери нашего театра всегда открыты для талантливых людей, независимо от их национальности. Должен заметить, что наши музыканты не только отлично владеют инструментом, но и находятся в хорошей физической форме. Программа Мариинского театра расписана на год вперед, только в прошлом сезоне у нас было 740 выступлений. Для сравнения: другие известные театры мира дают в среднем свыше 200 выступлений в год... Мы гастролируем по многим странам мира, порядка 30 – 40 в год. Так, вчера мы были в России, сегодня в Астане, завтра – в Алматы, а послезавтра летим сразу же в Уфу. В январе каждый год мы (а это не только оркестр, но и балетная труппа, и певцы) открываем сезон в США, в Метрополитен-опера, затем Нью-Йорк. Недавно одна очень настойчивая журналистка спросила меня, а зачем мне столько выступлений, на что я ответил: «Если бы все работали, как наши ребята, то сбылась бы мечта Никиты Сергеевича Хрущева». За последние 20 лет Мариинский театр много поработал, чтобы, образно говоря, завоевать мировую арену. Я многое сделал для того, чтобы позиции Мариинки, были такие же, как у крупных корпораций, как «Тойота» и «Мерседес-бенц». И мы не намерены сдавать наших позиций. На вопрос о том, станут ли выступления коллектива в рамках Пасхального фестиваля традиционными, вместо маэстро ответил казахстанский министр Мухтар Кул-Мухаммед: – Мы надеемся, что это станет доброй традицией, так как основы для этого уже заложены. Сегодня в условиях мирового финансового кризиса, когда известные театры мира испытывают серьезные проблемы (тот же Метрополитен-опера выставляет на продажу картины, что украшают его холл, а артисты Ла Скала выходят на улицу с акциями протеста), только в России и Казахстане строят новые оперные театры. В будущем году в Астане откроет свои двери новый театр, который, уверяю вас, будет отвечать всем требованиям XXI века. Что касается сотрудничества, то оно, надеюсь, будет продолжено, так как Валерий Гергиев, по его же признанию, испытывает большое уважение к Казахстану.
Кульпаш КОНЫРОВА, фото Сергея Ходанова, Астана | |
|