Мы уже живем в Таможенном союзе и поэтому все наши жаркие дискуссии в СМИ по поводу целесообразности вступления в такой союз отныне можно рассматривать, как сомнения жениха в достоинствах своей невесты на следующий день после свадьбы. Когда уже ничего не поделаешь.И здесь мне только остается представить своего собеседника. По умению работать с людьми, в том числе и со своими подчиненными, по оперативной хватке, по способности из вороха проблем вычленить основное звено и найти оптимальное решение нынешний руководитель Департамента таможенного контроля по Алматинской области Курманбек Жуасович Артыкбаев – настоящий полковник, обладающий в полной мере лидерскими качествами.
– Курманбек Жуасович, с 1 января 2010 года Казахстан, Россия и Беларусь вступили в Таможенный союз. Как это сегодня сказывается на работе казахстанской таможни? – В рамках Таможенного союза с 1 января 2010 года введена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза. Среднеарифметическая ставка импортной пошлины Тарифа РК, действовавшего до ввода ЕТТ, составляла 6,2 процента. В связи с пересмотром ставок, введенных с 1 января 2010 года, ЕТТ имеет среднеарифметическую ставку импортной пошлины 10,5 процента. То есть увеличен на 4,3 процента. 45 процентов товаров по тарифу РК пересмотрено на увеличение, 10 процентов – на уменьшение, 45 процентов остались в прежней шкале. Для примера: по тарифу РФ на увеличение пошло только 4 процента товаров, по Республике Беларусь – 18 процентов. Повышение ставок пошлин произошло по следующим товарам: транспортной группе (автомобили), древесине, холодильному оборудованию, фармацевтическим препаратам, бытовой технике, предметам одежды и обуви. Понизились тарифы на отдельные виды сельхозпродукции, шкуры, инструменты и аппараты оптические медицинские. В целом по Казахстану объем взыскиваемых таможенных платежей и налогов вырос по сравнению с прошлым годом. Исходя из этого работы у казахстанской таможни прибавилось. Существенное снижение объемов импорта наблюдается лишь в сегменте легковых автомобилей. – Часть российских экспертов высказывает опасения, что казахстанским таможенникам не удастся пресечь контрабанду товаров из Китая и Киргизии. Полагая, что в таком случае рынки Беларуси и России окажутся наводненными дешевой китайской одеждой и обувью, что будет иметь негативные последствия для экономик этих стран. Есть ли гарантия, что такого не случится? – В зону деятельности ДТК по Алматинской области входят два пункта пропуска на границе с КНР – это «Коргас» и «Калжат», а также один пункт пропуска «Кеген», расположенный на границе с Кыргызстаном. Обустройство границы с КНР соответствует определенным стандартам и не позволяет перемещать товары и транспортные средства помимо таможенного контроля. Пункт пропуска «Кеген» в связи с мизерными объемами перемещения товаров в дальнейшем подлежит упразднению. Что касается возможного провоза через легальные таможенные посты, то в настоящее время принятыми мерами обеспечивается должный контроль, повышается уровень технической оснащенности постов. В течение первого квартала этого года нами возбуждено 28 уголовных дел по фактам экономической контрабанды. Работа в данном направлении продолжается. – Как изменилась динамика таможенных поступлений в последнее время? – Да, определенные изменения имели место. Если в 2007–2008 годах в бюджет поступали суммы по 57 млрд тенге, то в 2009 году всего поступило в бюджет 47 млрд тг., поступления снизились на 17 процентов. И здесь я бы хотел продемонстрировать таблицу увеличения и снижения сумм таможенных платежей за период с 2006 по 2009 год. Что касается поступлений этого года, то и здесь мы отмечаем снижение. Так, по состоянию на 22 апреля поступило в бюджет 11,6 млрд тенге, тогда как в прошлом году – 14,8 миллиарда. Основной налогооблагаемой базой являются объемы импорта. Этот показатель в 2009 году снизился на 20 процентов по сравнению с 2008 годом (см. таблицу). Здесь, на мой взгляд, немаловажную роль сыграли те кризисные явления, которые происходили в международной экономике и в банковской системе кредитования. В настоящее время Казахстан благополучно выходит из кризиса, и сегодня участники внешнеэкономической деятельности активизируются, на 22 апреля всего зачислено в бюджет 11,7 млрд тенге (88 процентов исполнения прогноза 4 месяцев 2010 г.). – На сколько c 1 июля 2010 года будут подняты тарифы на китайские товары? – С 1 января текущего года введен Единый таможенный тариф (ЕТТ), который применяется к товарам, ввозимым на общую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Мы уже работаем по этому тарифу с января и ни о каком дальнейшем повышении тарифов по отношению к китайским товарам не может быть и речи. Прошу этот момент выделить особо. Добавлю, что существует международная система преференций, которой могут воспользоваться импортеры при ввозе товаров из развивающихся и наименее развитых стран в РК. Перечень стран, а также товаров определен, это указано во 2-м, 3-м и 4-м приложениях ЕТТ. То есть при предоставлении сертификатов происхождения международного образца (форма А) из развивающихся или менее развитых стран могут быть предоставлены тарифные преференции. – Чем отличаются методы работы казахстанских и российских таможенников? И по какой методике мы будем работать дальше? – Считаю, что в методах работы казахстанских и российских таможенников отличий нет, так как задачи и цели у обеих служб одни и те же – защита экономической безопасности страны. – Российские предприниматели утверждают, что при растаможке товаров взимаемый НДС в Казахстане ниже российского. И что здесь меньше бюрократии. – Да, ставка НДС в РФ – 18 процентов, в РК – 12 процентов. Насчет бюрократии – наверное, так оно и есть, раз сами российские предприниматели говорят об этом. Что же касается остального, то мы только с 1 июля перейдем к работе по документации Таможенного кодекса Таможенного союза в едином торговом режиме с третьими странами. С оформлением по единым правилам, с использованием одних и тех же форм документов, а пока и РФ, и РК работают по национальному законодательству. – Есть ли сегодня случаи, когда российские предприниматели в поисках выгоды предпочитают растаможивать ТНП в Казахстане? – Таких случаев пока не наблюдалось. – Таможенные посты между Казахстаном и Россией будут упразднены. Что ожидает сотрудников этих таможен? Попадут ли под сокращение их сотрудники или будут трудоустроены? – Да действительно таможенные подразделения на границе с Российской Федерацией будут сокращаться. И те сотрудники, которые согласятся с переводом в департаменты таможенного контроля, расположенные в южных областях Казахстана, будут передислоцированы на юг. В настоящее время первая волна переводов уже осуществлена. Этот процесс будет происходить вплоть до июля 2011 года, до момента, когда на границе с Россией таможенные посты будут полностью сняты. При этом необходимо отметить, что речь идет только о таможенных постах, расположенных непосредственно на границе с РФ. Внутренние таможенные посты, находящиеся на территории областей, граничащих с Россией, где производится таможенная очистка прибываемых и отправляемых грузов, будут функционировать в прежнем режиме. – Хотелось бы узнать о дальнейшей судьбе пятидесяти четырех грузовых фур, задержанных на таможенном посту «Калжат». Какое наказание понесли перевозчики, использовавшие «левую» схему доставки ТНП из Китая? И получили ли предприниматели, воспользовавшиеся услугами недобросовестных перевозчиков, свои товары обратно? – В настоящее время идет доследственная проверка, которая сопровождается таможенным досмотром грузовых транспортных средств. По окончании досмотра и оценки контрабандного товара будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по каждому факту, а также будет дана правовая оценка роли лиц, участвовавших в данной деятельности по контрабандному ввозу ТНП в РК с использованием подложных документов. – Интересный вопрос. Сегодня все говорят об усилении борьбы с контрабандой товаров из Киргизии. Выходит, раньше с контрабандой не боролись? – Работа в этом направлении велась всегда. Однако прозрачность, необустроенность границы с Кыргызстаном по-прежнему являются главным фактором, который делает данную работу неэффективной. Естественно, мы предпринимем все возможные меры, направленные на пресечение преступных схем, в которых Кыргызстан используется как перевалочная база для контрабанды товаров в Казахстан. Но кардинально решить данную проблему, я думаю, нам удастся только тогда, когда периметр границы Казахстана с Кыргызстаном будет оборудован аналогично границе с КНР.
Серик МАЛЕЕВ, Алматы | |